Юрию Димитрину 85 лет

31 марта 2019

31 марта  в Центре современной литературы и книги состоялась творческая встреча с членом клуба, драматургом Юрием Димитриным, посвященная его 85-летнему юбилею.

Юрий Димитрин, работая для музыкального театра страны, создал около 80 либретто опер, оперетт и мюзиклов (оригинальные либретто, переводы, сценарии, новые либреттные версии классических опер). Они были воплощены на сценах более 50 театров страны. Он является автором первой отечественной рок-оперы «Орфей и Эвридика», Опера с его либретто «Братья Карамазовы» поставлена Валерием Гергиевым на сцене Мариинского театра.

Юрий Димитрин автор многих книг и статей о проблемах музыкального театра. Тема последней его книги «Диалоги с либреттистом», презентация которой состоится на юбилейной встрече с драматургом, – его жизненная и творческая биография, раздумья о жизни страны, о её культуре, о мире музыкального театра, о становлении художественной личности. По существу, книга эта — культурный срез более полувека нашей истории.

Юрию Димитрину 85 лет

Из них почти 60 он пишет пьесы для музыкального театра.

Либреттист – редкая сегодня профессия. Непростое и неблагодарное ремесло в его лице нашло выдающегося профессионала, яростного защитника, внимательного исследователя.

Автор более восьмидесяти пьес для музыкальной сцены (оригинальные либретто, переводы, сценические редакции, сценарии, новые либреттные версии). Свыше шестидесяти опер и оперетт с его либретто поставлены на театральных сценах, выпущены в свет музыкальными издательствами, изданы фирмами грамзаписи, вышли в эфире в качестве музыкальных телефильмов.

Либретто Юрия Димитрина – это полнокровные пьесы. Это именно пьесы с развитой конфликтной драматургией, обращённой к непростым, вечно актуальным проблемам бытия. Либреттист Димитрин, в тоже время Драматург (именно так – с большой буквы). Он является признанным лидером отечественной драматургии музыкального театра. И как театральный практик он демонстрирует необычный для профессии либреттиста драматургический уровень и подлинное литературное мастерство.

Уже не первое десятилетие музыкально-сценические произведения с его либретто идут на сценах, украшая репертуар музыкальных театров России. Он сотрудничал со множеством современных композиторов. Но не только. С не меньшим успехом ему удавалось быть «соавтором» Моцарта, Доницетти, Леонкавалло, Оффенбаха, Кальмана вносившим новое, иногда, существенно новое в драматическую, сценическую основу произведения, при этом не тронув ни единой ноты великой музыки классических авторов.

Многие работы Димитрина известны и тем, кто никогда не бывал ни в оперном, ни в опереточном театре. Ведь он – автор либретто первой российской рок-оперы «Орфей и Эвридика» (муз. А. Журбина), которая не покидает сцену уже больше тридцати лет и давно вошла в Книгу рекордов Гиннеса.

Среди его значительных работ уже в 21 веке – «петербургская опера-мюзикл» «Маскарад» с музыкой Игоря Рогалева (2003), либретто впервые поставленной в России оперы Гайдна «Лунный мир» (2013). На сцене Мариинского театра в постановке Валерия Гергиева в 2008 году состоялась премьера оперы А. Смелкова по роману Ф. Достоевского «Братья Карамазовы». Опера создана на либретто Юрия Димитрина (2008 г.), и ныне идет на Мариинской сцене с аншлагами.

Искусство либретто Юрий Димирин превратил в науку, написав несколько книг и создав учебный курс по теории либретто, и прекрасный, не имеющий аналогов в мире, интернет проект «Либретто во сне на яву». В нем представлена «теория» либретто, размещены полные тексты пьес автора для музыкального театра… И ещё многое, многое другое что составляет секреты профессии.

Все это богатство профессионального и жизненного опыта востребовано теми, кто связан с музыкальной сценой – композиторами, либреттистами, оперными режиссёрами, дирижёрами, музыкальными критиками, менеджерами, студентами творческих вузов, колледжей, просто людьми, которых интересует музыкальный театр.

«Бумажные» и «виртуальные» пособия и советы выдающегося либреттиста сегодня служат опорой юным и зрелым профессионалом жанра и помогают им отстаивать свои замыслы в сотворчестве с композиторами и постановщиками. Это именно те «лекарства от Димитрина», которые, будем надеяться, способны воспрепятствовать ухудшению здоровья оперного жанра.

Член союза театральных деятелей, творческих союзов писателей, журналистов, литераторов, член Всемирного клуба петербуржцев. Автор идеи создания и активный участник «Библиотеки Всемирного клуба петербуржцев», в которой издано уже около 100 книг разных авторов. В марте 2019 года вышла из печати очередная книга написанная Юрием Димитриным в соавторстве с Софьей Журавлёвой «Диалоги с либреттистом». Всемирный клуб петербуржцев (уже сбившийся с точного счета) принял решение считать эту книгу сотой – юбилейной, и от этой вехи отсчитывать дальнейшую историю проекта.

Тема книги – жизненная и творческая биография драматурга, либреттиста Юрия Димитрина, его раздумья о жизни страны, о ее культуре, о мире музыкальном театра, о становление художественной личности. По существу книга эта – культурный срез более полувека нашей истории. Многогранный рассказ о события и временах, описываемых в книге, – диалог драматурга и его ученицы – вбирает в себя и многоголосие взглядов разных поколений, и контрапункт творческих и философских тем.

Юбиляр востребован во всем спектре многообразия своих талантов: преподает, пишет книги, сценарии, либретто, сотрудничает с театрами…

Здоровья Вам, Юрий Георгиевич и новых творческих свершений!

Всемирный клуб петербуржцев
Союз писателей Санкт-Петербурга
Сергей Иванов