«ПЕРЕКЛИЧКА ПОЭТОВ»

18 марта 2018

Неожиданно интересный вечер получился в Зелёной гостиной библиотеки им. Л. Н. Толстого 18-го марта 2018 года. Надо сказать, что день был особенный, и, более того, памятный, – страна выбирала Президента России! Предварительные ожидания оправдались: страна выбрала Владимира Владимировича ПУТИНА!

Что же касается Всемирного клуба петербуржцев, то для нас это была дополнительная радость – Владимир Владимирович явля-ется членом Клуба с 1991 года, т. е. с момента его основания.

На вечер был приглашён известный археолог Ленинграда – Петербурга Виктор Абрамович КОРЕНЦВИТ, который выступил с совершенно неизведанной для него темой, которую он назвал «ПЕРЕКЛИЧКА ПОЭТОВ». Согласны, что тема оказалась неожиданной? Археология и поэзия!

Перед началом вечера я коротко рассказала о нашем заочном знакомстве по публикациям в известном тогда журнале «СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА ЛЕНИНГРАДА», который я вы-писывала. Статьи и заметки Виктора Абрамовича всегда поражали меня новизной подхода к вопросу, будь это своё мнение об авторе или о подробностях архитектуры.

Позже мы познакомились «очно», и я приглашала археолога с экскурсиями и в город, и в пригороды, где он организовывал и принимал непосредственное участие в раскопках, показывая нам на лекциях несметное количество фотографий.

И тут вдруг…о поэзии и о поэтах! Прежде всего, скажу, что автором проведена была большая и серьёзная работа с творчеством многих поэтов, которая была по достоинству оценена аудиторией, о чём ниже.

Попытаюсь рассказать о ней подробнее, хотя тема оказалась непростой! Автор принял условное, но общепринятое нынче деление на разделы русской, советский и современной поэзии. Деление спорное, но это «епархия» филологов, я к ним не принадлежу, хотя хотела бы, чтобы эта большая работа получила своё продолжение у специалистов.

Итак, о делении на разделы: большой раздел дореволюционной поэзии, начинающейся с Державина – золотой пушкинский век, век серебряный, возникший на предреволюционном «предгрозье» в России и получивший своё продолжение в русской зарубежной эмиграции; большой и значительный раздел советской поэзии, в том числе, великой военной, так называемой «литературе лейтенантов»; современной поэзии времени, в котором мы, живущие сейчас, находимся. К слову сказать, примеров последней автор не приводил.

Теперь о построении лекции, что тоже чрезвычайно любопытно. Виктор Абрамович упомянул, что для сбора материала в том количестве, который он задумал, ему пришлось просмотреть, перечитать, так или иначе ознакомиться с итихотворений, что является цифрой огромной. Поэтому он не мог читать стихи с экрана целиком, что понятно – слишком много времени это бы заняло.

Поэтому рассказ проходил так: стихи, или строчки из них, были собраны на флешку и проектировались на экран, причём крупными буквами, чтобы при желании зрители могли их читать тоже. Автор голосом отмечал границы разделов и читал несколько строчек, в основном, наизусть. Далее он начинал с этими строчками «играть» - иногда читал строчки других поэтов, в которые они были включены без искажения, либо они применялись там в качестве пародий. Такая интересная игра для меня была открытием, я просто никогда такого не видела и не слышала. Появлялась мысль о новом применении классических примеров, их использовании в другом качестве. Не уверена, что это новое явление поможет читателям увидеть, в основном, русскую классику с другой стороны и чем-то её обогатить, но было интересно.

Это своеобразное чтение продолжалось около двух часов, что, по опыту, уже многовато – автор откровенно устал. Но «неожиданное» продолжилось, к моему удивлению. Народу в гостиной было много, более 20-ти человек, но никто не двинулся с места. Появились вопросы, умные и неординарные. Ещё раз, как руководитель программы, я убедилась в высокой образованности и эрудиции аудитории. Оказалось, что в зале присутствует научный сотрудник, преподаватель, которая лично знакома с Коренцвитом и уже ис-пользовала его материал в своих работах. Интересно об этом рас-сказала. Началось, по существу, серьёзное обсуждение прослушанного, спокойное, квалифицированное. Я была довольна чрезвычайно! Давно мечтала о том, чтобы лекционный материал вызывал вопросы, споры, обсуждения, чтобы не воспринимался как некое малоизвестное вкусное блюдо – послушали, съели и ушли. Так что была радость!

А.Ф. Печникова