Заседание Круглого стола по эстетике городской среды

30 мая 2017

Под председательством Президента Всемирного клуба петербуржцев, генерального директора Государственного Эрмитажа М.Б.Пиотровского состоялось очередное заседание Круглого стола по эстетике городской среды Всемирного клуба петербуржцев.

В работе заседания приняли участие: председатель Комитета по градостроительству и архитектуре, главный архитектор Санкт-Петербурга Григорьев В.А., председатель Комитета по культуре Сухенко К.Э., первый заместитель генерального директора АО «Центр выставочных и музейных проектов» Баласанян А.С., директор Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Курносов С.Ю., зам.директора по науке Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Третьякова М.Н., первый заместитель генерального директора ОАО «Межгосударственная Корпорация Развития» Вилочкин Ю.М. и члены Экспертного совета Всемирного клуба петербуржцев: председатель Совета - зав.кафедрой изобразительного искусства факультета искусств СПбГУ Уралов И.Г., руководитель архитектурной мастерской «Литейная часть 91» Даянов Р.М., председатель совета директоров группы компаний «Сайн» Карпов И.Г., профессор архитектуры Лисовский В.Г., президент Санкт-Петербургского Союза архитекторов Романов О.С., профессор института им.Репина Фомин Н.П., руководитель архитектурной мастерской «Студия 44» Явейн Н.И., профессор кафедры музееведения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства Яковлев В.П. и члены правления Всемирного клуба петербуржцев.

Вопросом повестки дня стало обсуждение объявленного Комитетом по градостроительству и архитектуре закрытого международного архитектурно-градостроительного конкурса на разработку концепции планировочного и объемно-пространственного решения музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда».

В выступлениях Главного архитектора города, руководителей АО «Центр выставочных и музейных проектов», Музея истории блокады Ленинграда прозвучали комментарии к вопросам, заданным представителями профессиональных сообществ - учёными и архитекторами, членами Экспертного совета и Правления клуба.

Комментарии внесли известную ясность в понимание позиции инициаторов создания в городе нового Музейного комплекса и организаторов архитектурного конкурса. 

Наряду с этим, ряд вопросов остался без ответа, а процесс обсуждения породил новые вопросы, существенные для проведения общественных слушаний и дискуссий по важнейшей для Санкт-Петербурга теме. В числе последних:

  • Оправдана ли и чем мотивирована поспешность проведения архитектурного конкурса до широкого всестороннего обсуждения темы  в среде профессиональных сообществ -музеев, творческих союзов, ВУЗов и общественности Петербурга - блокадников, молодёжи, ветеранских организаций, поисковиков, юнармейцев и т.д.?

  • Чем обосновано первичное проведение архитектурного конкурса до разработки глубокой концепции, тематического плана Музейно-выставочного комплекса, в т.ч. до возможного проведения «конкурса на идею».

  • Чем мотивировано решение о проведении закрытого (заказного) архитектурного конкурса, исключившего участие многих петербургских архитектурных, дизайнерских, художественных и научных коллективов, в том числе творческой молодёжи Петербурга?

  • Чем было мотивировано включение в лонг-лист и шорт-лист зарубежных уважаемых архитектурных бюро, в т.ч. из Германии и Финляндии? Почему не учтены при этом особенности «табуированности» темы блокады применительно к национальной принадлежности ряда архитектурных бюро? Просчитаны ли устроителями конкурса гипотетические последствия выражения общественного несогласия в случае победы в конкурсе, к примеру, немецкой фирмы?

  • Учтен ли опыт и результаты проведения схожих конкурсных процедур, приведших к очевидным архитектурным и градостроительным неудачам: «Охта-Лахта-центр», стадион «Зенит-арена», 2-я сцена Мариинского театра, территория бывш. ГИОСХа, т.н. «судебный квартал» и т.д.

  • Почему к обсуждению не привлечен Музей истории города? В связи с этим, имеют ли право организаторы и соорганизаторы концепции нового музея на самостоятельную («авторскую») трактовку и освещение истории Блокады вне контекста сложившейся традиции и ранее упомянутой табуированности. Не будет ли новаторский подход содействовать реконструкции истории и формированию иных представлений о подвиге ленинградцев в умах подрастающих поколений горожан?

  • Не ожидает ли новый комплекс судьба мультимедийных, по сути - образовательно-развлекательных центров, в т.ч. «Ельцин-центр» в Екатеринбурге или Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина в Санкт-Петербурге с подменой музейной сущности, омертвлённой дизайнерской интерактивной, быстроустаревающей экспозицией, сродни многочисленным музеям В.И.Ленина советского периода?

  • Не следует ли обратить предполагаемые, очевидно немалые и очевидно бюджетные, средства на благо возращения в лоно музея всего исторического комплекса Соляного городка?

  • Каковы предполагаемые источники финансирования для реализации проекта и какова предположительная смета расходов? Этот вопрос критически важен на фоне финансовых неурядиц, возникших при реализации проектов 2-й сцены Мариинского театра и стадиона «Зенит-арена».

Всемирный клуб петербуржцев как общественная организация, объединяющая горожан различных возрастов, образования, конфессий, социальной принадлежности на основе любви и уважения к традициям, истории и ценностям нашего Великого города, обращает внимание на необходимость вовлечения в обсуждение вопроса создания «Музейно-выставочного комплекса, посвящённого Героической обороне Ленинграда в условиях вражеской блокады», самого широкого круга жителей Санкт-Петербурга. Реализация подобной масштабной задачи должна предполагать серьёзный подготовительный, исследовательский этап. Тема блокады - наиболее болезненная, героическая и возвышенная для каждой петербургской семьи, и исключение горожан из дела, подобного консолидирующей акции «Бессмертный полк», может обернуться серьёзной ошибкой.

 

Фото Круглого стола