Заседание круглого стола

3 октября 2014

3 октября 2014 года под председательством директора Государственного Эрмитажа, члена-корреспондента Российской Академии наук, действительного члена Российской Академии художеств, президента Всемирного Клуба петербуржцев М.Б. Пиотровского состоялось заседание Круглого стола по вопросам эстетики городской среды Всемирного клуба петербуржцев.

В заседании приняли участие заслуженный строитель России, почетный архитектор России, почетный реставратор Санкт-Петербурга Р.М. Даянов; академик Международной академии архитектуры М.А. Мамошин; председатель правления Всемирного клуба петербуржцев В.Т. Орлова; первый заместитель председателя Комитета по градостроительству и архитектуре, главный художник Санкт-Петербурга А.Г. Петров; народный архитектор России, действительный член Российской Академии архитектуры и строительных наук, действительный член Российской Академии художеств, почетный президент Санкт-Петербургского Союза архитекторов В.В. Попов; заслуженный художник России, директор Регионального архитектурно-художественного фонда В.А. Сиваков; директор Всемирного клуба петербуржцев Н.Е. Сидоркевич; заслуженный художник России, лауреат Государственной премии РСФСР И.Г. Уралов; заслуженный художник Росстт, лауреат Государственной премии России Н.П. Фомин; сопредседатель ВООПИиК, доктор архитектуры М.С. Штиглиц.

На заседании были представлены объекты для внесения в Белую, Красную и Черную книги.

По итогам обсуждения в Белую книгу включены:

Отель «Эрмитаж» (улица Правды, дом 10) за уважительное отношение к сложившейся исторической городской среде при создании нового объекта общественного назначения и воссоздание разрушенного исторического здания - памятника.

Памятник Доменико Трезини за новизну и свежесть художественного образа и пластических методов воплощения в исторической среде.

Церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери (на территории Экспофорума) за воссоздание памятника эпохи классицизма в аутентичной технологии.

 Комплекс «Ткачи» (Обводный канал, 60) за реставрацию и органичное приспособление исторического промышленного комплекса для современного культурного центра.

 Ратная палата (г. Пушкин) как высокий пример возрождения здания и музея.

В Черную книгу вошли:

Жилой комплекс «Империал» вблизи ансамбля Воскресенского Новодевичьего монастыря, разрушающий сложившуюся пространственную и эстетическую структуру среды Московского проспекта и принципы сомасштабности рядовой застройки и доминант.

Силуэт завершающего элемента комплекса «Невская ратуша», противоречащий архитектуре комплекса «Невская ратуша» и средовой ситуации, создающий очередной (после банка «Санкт-Петербург) прецедент умышленной утраты петербургской идентичности в угоду глобализации.

Практика приспособления помещений первого уровня (цоколь, 1-й этаж, бельэтаж) под общественные функции, приводящая к бессистемным искажениям архитектуры фасадов исторических и современных зданий (устройство наружных крылец, прорубка окон, приямков, произвольное остекление окон, не соответствующих изначальному проекту зданий). Пример: Дом ордена иезуитов (наб. канала Грибоедова, 8); отсутствие внятной архитектурно-художественной политики в вопросе регламентации возможных методов приспособления помещений под новые функции.

Новыми объектами Красной книги стали:

Планы реконструкции ансамбля Конюшенного ведомства под функцию апарт-отеля наносящие своим неуважительным отношением к шедевру классической архитектуры непоправимый вред объекту культурного наследия федерального значения в историческом центре Санкт-Петербурга и могущие привести к безвозвратной потери важных общественно-значимых для Санкт-Петербурга исторических и архитектурных пространств, в т.ч. залов северной анфилады.

Проект т.н. «Сестрорецкого» намыва, нарушающий экосистему в районе Лисий Нос — Сестрорецк, увеличивающий антропогенную и транспортную нагрузку на Курортный район Санкт-Петербурга и характеризующийся отсутствием внятных мотиваций многоэтажной застройки в Курортном районе на побережье Финского залива.

Комплекс Мясокомбината им. С.М.Кирова в связи с аварийным состоянием и угрозой разрушения уникального памятника промышленной архитектуры периода авангарда.