К 400-летию Дома Романовых. Николай I, М. С. Воронцов и Орас Верне.

19 января 2014

 К 400-ЛЕТИЮ ДОМА РОМАНОВЫХ.

НИКОЛАЙ I, М.С. ВОРОНЦОВ, П.Х. ВИТГЕНШТЕЙН и О. ВЕРНЕ

Программа Всемирного клуба петербуржцев в содружестве с библиотекой им. Л. Н. Толстого продолжает встречи с интересными людьми. 19 января 2014 г. состоялось сообщение из цикла «К 400-летию Дома Романовых».

Его сделала член Воронцовского общества и общества Екатерины Романовны Дашковой  Наталья Яковлевна Серебрякова. Наталья Яковлевна – автор книг «Мурино. Хроника трёх столетий» и «История рода. Для своих и не только», о своей родословной. Она также принимает активное участие в конференциях, посвящённых жизни и деятельности рода Воронцовых, публикует статьи в научных сборниках. Награждена серебряной медалью Московского гуманитарного института им. Е. Р. Дашковой за книгу «Мурино. Хроника трёх столетий».

Мы узнали много нового об известных нам людях и, практически, совсем неизвестных, но много сделавших для процветания России. Сообщение сопровождалось слайдами.

Наталья Яковлевна привела в своём выступлении примеры многосторонности личности императора Николая I. Во время правления Николая I большую роль в обществе играли богатые и образованные дворяне, в особенности офицеры, побывавшие в европейских странах после изгнания Наполеона из России и в ходе заграничных походов русской армии. Наши офицеры, очевидно, поняли, как отвратительно выглядит крепостное право в нашей стране по сравнению с положением свободных людей в Европе, не говоря уже о том, что они сами были помещиками и жили за счёт труда крепостных. Ропот и планы освобождения крестьян начались ещё в правление Александра I, но тогда император был, видимо, не готов к таким решительным мерам. Освобождение крестьян осуществил его племянник Александр II.

Николай I, хоть и боялся освобождения крестьян, но решился как-то улучшить их положение, причём на 19 лет раньше, чем сделал это его сын.

2 апреля 1842 г. Николай I подписал правительственный Указ об «обязанных» крестьянах. По этому Указу помещики, желающие им воспользоваться, смогли переводить своих крепостных в «обязанные», т.е. они получали свободу и земельный надел, за который должны были отбывать некоторые повинности в пользу помещика или платить ему оброк.

Следует упомянуть, что дворяне-помещики не поддержали этой возможности частично освободить крестьян, кроме трёх человек.

Первым был граф Михаил Семёнович Воронцов (1782-1856), русский фельдмаршал и богатейший помещик России. У него было много имений, в том числе «Мурино» – под Петербургом. Летом 1842 г., узнав об Указе Императора, М.С. Воронцов едет в Петербург. Произошли встречи с крестьянами, согласования документов, и, в 1843 г., Муринские крестьяне были переведены в «обязанные». Они платили помещику оброк в размере 7 руб. 95 коп., который был меньше оброка, назначенного после крестьянской реформы 1861 г.

Вторым помещиком был Лев Петрович Витгенштейн (сын спасителя Петербурга в войне 1812 г., Пётра Христиановича Витгенштейна). Он перевёл крестьян в «обязанные» по Указу в 1845 г.

Третьим помещиком, который воспользовался Указом от 1842 г., стал граф Михаил Потоцкий, переведший какое-то количество крестьян в «обязанные» в 1848 г.

Следует рассказать о почти неизвестном нам человеке, оказавшемся в России и ставшем её национальным героем, Петре Христиановиче Витгенштейне.

Пётр Христианович Витгенштейн, отец Льва Петровича, о котором говорилось выше, родился 25 декабря 1768 г. (5 января 1769 г.) в Переяславе или Нежине, а умер 30 мая (11 июня) 1843 г. во Львове. Его годы службы – 1789-1829 гг., звание – генерал-фельдмаршал. Во время наполеоновских войн командовал армией в сражениях: под Клястицами, дважды под Полоцком, под Чашниками, на Березине, при Лютцене и при Бауцене.

Перечень сражений, в которых он был командиром воинских соединений, нуждается в кратком комментарии. Два последних сражения – при Лютцене и при Бауцене – произошли уже на территории Европы и закончились неудачей для союзников, остальные были на территории России. Из них первое – под Клястицами – сыграло огромную роль в судьбе Витгенштейна.

Здесь следует отметить, что на рубеже XVIII – XIX веков, в Европе взошла яркая звезда Наполеона Бонапарта, как тогда писали, и последующие 15 лет в этой части света все события были связаны с фигурой гениального военачальника.

На Россию Наполеон напал внезапно, быстро продвинулся по её территории, надеясь вписать в свой послужной список ещё одну победу. Существует его известное изречение: «Через пять лет я буду господином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её». Первоначальной его мыслью был захват столицы, Санкт-Петербурга, для чего в район Полоцка были направлены крупные военные силы французов. Туда же тогдашним командующим русскими войсками М. Б. Барклаем де Толли был переброшен Отдельный 1-й пехотный корпус под командованием П. Х. Витгенштейна для прикрытия Псковско-Петербургского направления. Французские войска были обращены в бегство.

Наступил звёздный час Витгенштейна, который обеспечил ему славу победителя, защитника столицы и национального героя. О нём слагали стихи знаменитые поэты, например, В.А.Жуковский и Г. Р. Державин. Зажиточные жители столицы, а именно, купечество, подошли к этому вопросу более практично – они собрали в дар Петру Христиановичу 150 тысяч рублей и просили на эти деньги купить имение, непременно в окрестностях Петербурга. Что и было выполнено: Витгенштейн купил имение «Дружноселье», неподалёку от Сиверской, в основном, для старшего и любимого сына Льва Петровича. Сам Пётр Христианович любил своё имение «Каменка», находящееся на юге, под Львовом. Там он проживал постоянно, там и похоронен.

Существует некая загадка в том, что этот знаменитый военачальник оказался еще при жизни почти забытым. Может быть, дело в том, что он воевал с переменным успехом и был очень скромным человеком? Почему «помнит вся Россия» полководцев войн с Наполеоном - Кутузова, Барклая де Толли, Багратиона, Милорадовича, Раевского и многих других? Можно считать это обстоятельство ещё не исследованной нашими историками загадкой. Однако, после его кончины вдова получила правительственный рескрипт, в котором было написано: «Знаменитое поприще Вашего супруга, в особенности, славные его подвиги в незабвенную эпоху 1812 года, останутся одним из лучших украшений нашей Отечественной войны». И ещё пример того, что Пётр Христианович остался в истории Отечественной войны 1812 г. – два его портрета находятся в Эрмитаже: один в Галерее войны 1812 г. и второй, в полный рост, в фельдмаршальском зале.

На вечере была затронута тема взаимоотношений Императора Николая I с французским художником Орасом Верне.

Эмиль Жан Орас Верне (1789-1863) – один из знаменитых батальных живописцев своего времени. Он прославился благодаря монументальным полотнам на сюжеты Наполеоновских войн, украшающих залы Версаля. Страстный любитель батальной живописи Николай I очень хотел видеть его своим придворным живописцем и неоднократно приглашал приехать в Россию.

В свой первый приезд в Санкт-Петербург и Москву в 1836 г. О. Верне сделал карандашные зарисовки на военном смотре, эскизы композиций пожара Кремля и сражения при Бородино.

Художник часто и регулярно пишет письма своей жене в Париж: «Князь Воронцов просит о портрете его жены на лошади, как у княгини Витгенштейн, и я хотел бы заняться им. Цена 25 тысяч франков – игра стоит свеч, да и сама княгиня красавица». «Брат той самой княгини Витгенштейн, чей портретик я написал, подарил мне одного из лучших в России рысаков и небольшие дрожки…Тщеславие мое более чем удовлетворено. Принцы, короли и всякие прочие персоны выказывают мне знаки особого внимания». Во второй приезд художник провел в России почти целый год. «Живу как вельможа: карета, лошади… у меня есть буквально всё!»

Николай I пожаловал ему орден Александра Невского с бриллиантами и русское потомственное дворянство. Затем художнику О. Верне были заказаны четыре картины на тему из событий русско-турецкой войны 1828-1829 гг., причем за каждую такую картину было уплачено по пятьдесят тысяч рублей. За свой громадный холст «Взятие Варшавы» Верне получил от двора двести тысяч франков, т.е. около шестидесяти тысяч рублей. Им было написано много портретов русских вельмож, в особенности интересна его картина, «Царскосельская карусель», где изображена почти вся семья Императора Николая I. В центре картины на белой лошади Императрица Александра Фёдоровна, немного отстаёт от неё в рыцарском облачении Император. Они окружены своими детьми и ближайшими придворными.

Мы закончили эту интереснейшую встречу с Натальей Яковлевной Серебряковой искренними аплодисментами и многочисленными вопросами. Как она и обещала, мы узнали много нового об известных и неизвестных нам людях.

                                                                  А.Ф.Печникова