Заявление Всемирного клуба петербуржцев

9 мая 2013

Санкт-Петербург, 8 мая 2013 года

 

             Члены   Всемирного клуба петербуржцев единодушно высказываются в поддержку позиции Государственного Эрмитажа в вопросе о судьбе картин из бывшей коллекции Музея нового западного искусства в Москве.

              Мы знаем и помним, что ХХ век в России с её революциями и гражданской войной, нашествиями иноземных захватчиков, экспроприациями и переделами собственности нанёс гигантский ущерб музеям нашей страны. Экспонаты погибали от воздействия стихий и сознательно уничтожались как несоответствующие господствующей идеологии, разворовывались частными лицами и распродавались государством, произвольно перемещались между музеями различных  регионов.  Разделялись коллекции с многолетней историей. Первым в ряду пострадавших от этих катаклизмов стоит Государственный Эрмитаж.

       С начала 1920-х годов из основного собрания ведущего музея страны изымались первоклассные произведения великих художников мира, в том числе  и для формирования Государственного музея изобразительных искусств в Москве. Многие картины, скульптуры, гравюры, рисунки, предметы декоративно-прикладного искусства, которые  были переданы в различные музеи Советского Союза, теперь оказались за границей Российской Федерации и являются собственностью иностранных государств. Незаживающей раной для российского музейного сообщества остается распродажа советским правительством в 1930-е годы шедевров эрмитажного собрания за рубеж.

          Сотрудникам Государственного Эрмитажа потребовались десятилетия упорного труда, чтобы, невзирая на   утраты, возродить и упрочить славу  одного из ведущих музеев мира. Эрмитаж стал одним из главных символов новой России и вернувшего своё историческое имя Санкт-Петербурга. Изо дня в день, из года в год на берега Невы стремятся миллионы людей из нашей страны и со всего мира, чтобы приобщиться к сокровищнице мировой куль туры. У жителей Казани и Выборга, Амстердама и Лондона  есть возможность посещать филиалы Эрмитажа в этих городах.

         На наших глазах, при активном содействии членов Всемирного клуба петербуржцев, Эрмитаж развивается, обретая новое значение на основе сохранения принципов, заложенных при его создании. Реставрируются исторические здания, создано уникальное хранилище с доступом для посетителей, завершается реконструкция здания Главного штаба,  под эрмитажной опекой  теперь Александровская колонна и сама Дворцовая площадь. В 2014 году Эрмитажу исполнится 250 лет, и музей готовится встретить юбилей во всем блеске, демонстрируя миру, как Россия умеет ценить, собирать, хранить и экспонировать произведения искусства, создавать уникальные сбалансированные коллекции. 

          Предложение о «возвращении» картин из коллекции бывшего ГМНЗИ в некий новый московский музей для  «восстановления исторической справедливости»  трудно аттестовать иначе как нелепость и вопиющую несправедливость. В сущности, оно звучит как призыв к новому кругу передела Государственной музейной коллекции, что вызовет шквал взаимных претензий, в том числе на международном уровне. На долгие годы нормальная работа музеев  будет нарушена. И еще этот призыв означает перечеркивание многолетних трудов нескольких поколений музейных работников, которые, несмотря на все потери,  формировали коллекции, ставшие важным звеном в общей цепи мировой культуры,  а также фактическое отлучение от шедевров западно-европейского искусства XX века петербуржцев, в том числе студентов всемирно известных художественных вузов.

          В Санкт-Петербурге начался сбор подписей с призывом отказаться от   сумасбродной затеи.

        Призыв Всемирного  клуба  петербуржцев: по сути, вторжение в святая святых петербургской, российской и мировой культуры – сокровищницу Государственного Эрмитажа следует рассматривать как очередную неловкую попытку организации развала российской культуры.

        Необходимо дать сотрудникам Государственного Эрмитажа возможность продуктивно работать не над разделением коллекции, а над её сохранением и приумножением для ныне живущих и будущих поколений.