«Как рождались списки охраняемых памятников Санкт-Петербурга»

1 декабря 2013

 

КАК СОЗДАВАЛИСЬ СПИСКИ ОХРАНЯЕМЫХ ПАМЯТНИКОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

«Искусство принадлежит тем, ктоего знает, а не тем, кто им владеет» Дмитрий Лихачёв                                          

«Сносить памятники архитектуры – это отсталось, варварство!» Борис Кириков

 

 

1-го декабря 2013 г. в Зелёной гостиной библиотеки им. Л. Н. Толстого прошёл интереснейший вечер, посвящённый архитектурным и историческим памятникам нашего города. Но, прежде чем говорить о теме лекции, необходимо несколько слов сказать о нашем госте, Борисе Михайловиче Кирикове, члене Всемирного клуба петербуржцев.

Борис Михайлович – уникальный учёный, всю жизнь отдавший одной теме – изучению и сохранению этих памятников. Б. М. Кириков – историк архитектуры, более 20 лет проработал в Музее истории Санкт-Петербурга. Более 12 лет он был заместителем председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. В настоящее время он директор Санкт-Петербургского филиала НИИ теории архитектуры и градостроительства.

На этом вечере мы узнали от Бориса Михайловича много интересного.

Он начал свой рассказ с детства. Трудно себе представить, но так было на самом деле - будучи еще ленинградским школьником, он взял карту города, разделил ее на квадраты и всё свободное время ходил по Ленинграду, изучал дома в определённом квадрате и записывал текст с мемориальных досок. Потом проверенный квадрат заштриховывал.

Далее Б. М. Кириков рассказал о начале своей деятельности по созданию базы для будущей гигантской работы – атрибуции исторической застройки Петербурга: «Мне выпало счастье пройти по целине исследований петербургской архитектуры, потому что буквально до 60-70-х гг. XX века изучались, в основном, классические памятники, а рядовая застройка оставалась как бы в тени. Я работал не один, у меня всегда были верные единомышленники. В результате этой работы была получена огромная информация, но в 70-80-е годы обработать её на уровне книги, справочника, путеводителя, не представлялось возможным».

К сведению всех интересующихся архитектурой и архитекторами Петербурга: в 1996 г. под редакцией Б. М. Кирикова вышел в свет справочник «Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX – начала XХ века». Его составители – Б. М. Кириков и А. М. Гинзбург.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв сказал: «Искусство принадлежит тем, кто его знает, а не тем, кто им владеет». Эти слова говорят о необходимости изучения объектов градостроения в Санкт-Петербурге, осознания их культурной ценности и, соответственно, неприкосновенности при каких-либо вмешательствах в уже существующую структуру города.

Этими вопросами в Петербурге занималась Государственная инспекция охраны памятников (ГИОП), организация, сотрудниками которой были видные специалисты по охране памятников, архитекторы, знатоки города. В их числе был и Борис Михайлович Кириков.

ГИОП выпустил Постановление № 327, в котором содержался список памятников, получивших этот статус на тот момент времени. Постановление № 327 было утверждено в 1993 г. председателем Петросовета А. Н. Беляевым.

Количество памятников в списках пополнялось по мере их атрибуции. Список объектов, нуждающихся в охранной грамоте, был пополнен в 2001 году зданиями авангарда 20-х гг., промышленными объектами и памятниками археологии (территория бывшего шведского города Ниен и другие).

Памятники делятся по своему значению на памятники истории и памятники архитектуры. Памятников истории меньше, они более зависимы от господствующей идеологии государства. Несколько примеров.

При советской власти в Ленинграде было поставлено более 100 памятников Ленину. Сейчас их количество резко сократилось.

При реконструкции здания, где работал в Москве Сталин, уничтожен его кабинет, тот самый, что постоянно снимали и снимают в исторических фильмах. Зачем?

Памятники делятся также по принципу собственности: федеральные и региональные, существует также группа выявленных памятников, которые пока атрибутируются и не получили еще определённого статуса.

А где же списки охраняемых памятников Санкт-Петербурга? Последний список был составлен в 2001 г., с тех пор он не расширялся. В конце списка стоит точка, которую можно рассматривать по-разному.

После рассказа Б. М. Кирикова о своей работе последовали вопросы к нему и его ответы. Вопросов было много – они сводились к трём пунктам: куда памятник пропал, кто разрешил строить и разное?! Для упрощения текста: В. – вопрос, О. – ответ.

В. Входит ли в список охраняемых памятников здание Мясокомбината им. С.М.Кирова, вошедшего в эксплуатацию в 1933 г.?

О. Это выявленный объект, рекомендованный в памятники экспертизой, которая, как я рассказывал вам сегодня, – дело очень громоздкое и занимает много времени.

В. Что такое «охранные зоны» в Петербурге – действующие или бумажные решения?

О. В 1988 г. было принято решение о создании Объединённой охранной зоны Санкт-Петербурга, соответствовавшей границам исторического центра, признанного объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО № 540. Однако с 2008 г. вышеуказанная охранная зона была сокращена.

В. В городе много уютных маленьких площадей, образовавшихся при постройке домов. Хотелось бы, чтобы на них обратили больше внимания. Кто должен их охранять?

О. В Петербурге охраняются только дома. Придомовые пло-щади должны входить в охранную зону домов.

В. Почему снесли угловой дом № 68 по Невскому пр. и № 40 по наб. Фонтанки?

О. Это порочная практика: не вносить в старые стены новые функции, а сносить и строить заново. В Великую Отечественную войну была разрушена его центральная часть. Теперь это будет «новодел».

В. Как Вы относитесь к «новоделу» – вновь построенному замку на месте, где стоял замок, созданный по проекту архитектора Штакеншнейдера в усадьбе Белосельских-Белозерских на Крестовском острове?

О. Отношусь позитивно, во всяком случае, это здание ничего не испортило.

В. Мосты входят в охранные зоны?

О. Конечно!

В. Существует мнение, что старые здания надо насыщать новым содержимым. Как Вы относитесь к этому мнению и, в частности, к консервации?

О. К каждому такому случаю надо подходить отдельно, однозначного решения нет! Консервация - лучшее решение, потому что ею можно продлить жизнь здания.

В. Как Вы относитесь к постройке дополнительного поме-щения к Этнографическому музею, которое должно было быть расположено в Михайловском саду?

О. Отношусь позитивно и объясню почему. Проект Этногра-фического музея целиком был разработан архитектором Василием Фёдоровичем Свиньиным и одобрен императором Николаем II. Но корпус этнографического отдела со стороны Михайловского сада не был построен, хотя он предназначался для кругового обхода выставок, и, поэтому музей остался с тремя тупиковыми корпусами. Причиной тому было начало Первой мировой войны, недостаток финансирования, поэтому замысел архитектора так и не был воплощён. Я не вижу возражений, препятствующих этой постройке: чертежи целы, место в Михайловском саду сохранено, сейчас оно выглядит как задворки.

В. Кто разрешил строительство в дворцовом саду Аничкова дворца, ближе к Александринскому театру, бездарной постройки некоего отеля, правда, неоконченного?

О. Распоряжение правительства.

В. Вы напомнили нам, что последний список охраняемых памятников Санкт-Петербурга был составлен в 2001 г. Как Вы поступили бы, если вместо точки в конце его была поставлена запятая?

О. С радостью принял бы участие в продолжении этой работы.

 

Первое положительное впечатление от встречи с таким крупным специалистом, как Борис Михайлович Кириков, слушателей не обмануло. Мы увидели и оценили его как человека, не только осуществившего огромную работу по изучению памятников Санкт-Петербурга, но и продолжающего ею заниматься всю свою жизнь. Ожидаем очередной встречи с Вами, Борис Михайлович!