Экскурсия по выставке: «К 400-летию Дома Романовых. Поэт и царь».

26 сентября 2013

ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА

 

Программа Всемирного клуба петербуржцев «Клуб путешествует» 26 сентября открыла свой сезон 2013-2014 гг.

Открытие было блестящим – литературный музей Пушкинского Дома организовал для нас экскурсию по выставке: «К 400-летию Дома Романовых. Поэт и царь». Экскурсию провела Лариса Георгиевна, заведующая литературным музеем, автор концепции выставки.

Экскурсия началась с разговора о концепции выставки. Немного истории. В 20-х годах прошлого века в СССР был поставлен фильм, который назывался «Поэт и царь». Для выставки было решено это название повторить, но выдвинуть совершенно другую мысль. В фильме герои были персонифицированы: поэт - Пушкин, царь - Николай I. В концепции выставки Пушкинского Дома под героями понимаются собирательные образы. Что имеется в виду?

Под «поэтом» понимается не один человек, а та гуманитарная составляющая эпохи правления каждого русского императора из рода Романовых. В данном случае речь идет о поэтах и писателях, живших и творивших в определенную эпоху. Ну, а «царь» - это живой царь, правивший в это время, и каким-то образом общавшийся с духовной элитой России. Вопросам стиля этого общения и посвящена экскурсия. Концепция понравилась нам чрезвычайно. И раскрыта она была отлично.

В концепции Пушкинского Дома принята история Дома Романовых с начала императорской России. Это был их выбор, хотя возможны и другие варианты. По формальному признаку была принята следующая изобразительная схема: на стенах выставочных комнат находились участки, где висели портреты императоров. Вокруг них располагались изображения представителей духовной элиты того времени.

Далее, коротко, о взаимоотношениях русских императоров с «мыслителями дум» современных им времён.

Об эпохе Петра I было сказано в связи с творчеством Прокоповича, довольно много, но и только. О дальнейших императорах, включая императрицу Елизавету, практически ничего.

Много времени было посвящено эпохе Екатерины II. Может быть, потому, что она сама писала разного рода литературные произведения и поощряла к этому подданных. Здесь зазвучали фамилии Державина, Капниста и других поэтов. Заодно был определён характер их взаимоотношений с царствующими особами. Это, в основном, были восхваления их деяний, благодарности за проявленные милости и перстни с табакерками и наличием драгоценных камней. Были, правда, и попытки в самой осторожной и почтительной форме царей поучать.

Эпоха Александра I была блестящей по количеству поэтов и писателей, что и говорить, если она и называется Пушкинской. Характер отношений снова изменился - уже никто не пытается критиковать императора, но из лучших побуждений кто-то пытается давать советы, как было бы лучше. В пример приводятся стихи Пушкина, написанные тогда, когда имелось в виду «Дней Александровых прекрасное начало…».

Здесь же много говорится о правлении Николая I. Введение цензуры, перлюстрация переписки и прочие «ущемления» духовной жизни в стране. Это вызывает прямую критику существующего порядка, открытое недовольство творческой интеллигенции, как мы сказали бы теперь. Казнь и жестокие ссылки декабристов, среди которых были прекрасные поэты и писатели, ссылки Пушкина и Лермонтова за «крамольные» стихи и прозу, сделали эту эпоху жестокой для творческих людей, однако, (вот ведь парадокс!), духовная жизнь России не замирала.

Александр II был представлен как государь, не очень владевший, да и не очень интересующийся, интеллектуальной жизнью своей эпохи. Он был реформатором, причём серьёзным, следующим после Петра I. Другое дело, что за эти реформы его осуждали и ругали и «справа» и «слева». К тому времени общество сильно расслоилось по социальным интересам. Существует легенда о том, что некая гадалка в Париже, когда он был там вместе со своим отцом, победителем Наполеона и освободителем Европы, Александром I, нагадала ему, что на него будет 7 покушений, последнее окажется смертельным. Так оно и получилось, но, в какой-то части, он свою мечту осуществил, не полностью, правда, но, всё равно, это была кардинальная реформа для России – отмена крепостного права, да и судебная реформа тоже была необходима.

Про Александра III Лариса Георгиевна сказала сурово, что именно с его царствования начался упадок семьи Романовых, а про государя сказала отдельно, что он оказался в тени своего великого современника, Льва Николаевича Толстого, которого весь читающий мир узнал очень быстро.

Про последнего императора Николая II. Было замечено, что он, был неумным человеком, мало знающим и мало читающим. Считается, что он был хорошим артиллеристом, но военным стратегом никаким. Как говорили его современники, он мечтал о том же, что и его отец, Александр III - быть командиром рядового пехотного полка в провинциальном Российском городе, т. е., быть рядовым полковником русской армии.

Зато в эпоху царствования Николая II критика существующего порядка в России достигла своего максимума. Появился в его время цензор, Салтыков-Щедрин, который стал писать о городе Глупове.

Нам чрезвычайно понравилась экскурсия.

В знак благодарности Ларисе Георгиевне была подарена книга, изданная в 2013-м году, в серии «Библиотека Всемирного   клуба петербуржцев», - «Дом Романовых и Петербург: два века вместе». Автор книги Галина Павловна Чудесова, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой маркетинга и коммерции Института бизнеса и права.

 

Алла Фридриховна Печникова, руководитель программы «Клуб путешествует»