"Возвращение в Петербург" Александра Алексеева.

7 июля 2011

Всемирный клуб петербуржцев совместно с Государственным музеем истории Санкт-Петербурга открыл выставку Александра Алексеева «Возвращение в Петербург», которая продлится до 5 августа в выставочном зале Иоанновского равелина Петропавловской крепости.

Творчество Алексеева стало заметным явлением в культуре Франции. Его называли «инженером и теоретиком» французской мультипликации. Он известен, в основном, двумя фильмами, снятыми с помощью игольчатого экрана: это «Ночь на Лысой горе» по сюите Мусоргского (1933) и «Нос» по повести Гоголя (1963). Несмотря на небольшой послужной список, Алексеев до сих пор остаётся одной из культовых фигур для аниматоров всего мира. Александр Алексеев году родился в Казани в 1901. После смерти отца, военно-морского атташе России в Турции, семья из Константинополя переехала в Петербург.В судьбе Саши Алексеева было недолгое пребывание в Уфе, где в свою школу изобразительных искусств его пригласил Давид Бурлюк. Затем - обучение в училище гардемаринов во Владивостоке и служба в Добровольческой армии. В 17-летнем возрасте покинув Россию, через Японию, Китай, Индию, Египет и Англию Александр Алексеев добрался до Франции. В Париже он недолго поработал подмастерьем у театрального художника Судейкина, потом оформлял спектакли режиссеров-авангардистов, рисовал наброски декораций и костюмов для варьете, а к 30 годам сделал карьеру книжного иллюстратора, добившегося и известности, и хорошего заработка.

Наверное, только дилетанту мог прийти в голову такой ни на что не похожий, почти безумный в своей оригинальности и трудоёмкости способ анимации, как игольчатый экран, изобретённый Алексеевым в 1931 году. Механизм его действия заключается в том, что на освещённой пластине размером около полутора квадратных метров перпендикулярно расположены 5 млн. иголок, которые могут выдвигаться и задвигаться. В зависимости от того, насколько они выдвинуты, они отбрасывают тень той или иной густоты, и таким образом можно составить изображение из чёрного, белого и разных оттенков серого. Картинка приобретает странную расплывчатость, которая для Алексеева была синонимом объемности. По словам изобретателя, игольчатый экран предназначался для того, чтобы «в полном одиночестве делать фильмы, передающие полутона, дымку и нечеткие, переливающиеся формы».Эти занятия можно считать иллюстрацией не только книг, но и музыки.

Работа над первым фильмом, снятым на игольчатом экране, — восьмиминутной «Ночью на Лысой горе» - продолжалась полтора года. Европейская критика встретила его восторженно, но, несмотря на шумный успех, фильм не мог не то чтобы принести прибыль, но даже вернуть затраченные деньги, поскольку система проката короткометражек отсутствовала. Зато существовала практика показа рекламных короткометражек в перерывах между сеансами. И в 1934 году вместе Алексеев организовал группу по производству анимационных рекламных роликов, снимая которые он старался совмещать требования заказчиков и собственные творческие задачи. Когда не было работы в кино, Алексеев делал книжные гравюры также с помощью игольчатого экрана: эта технология, например, позволила ему за четыре месяца сделать две сотни иллюстраций к «Доктору Живаго», вышедшему в 1959 году. Возвращаясь к Мусоргскому, с которого он начинал работу в кинематографе, Алексеев планировал снять три коротких фильма по «Картинкам с выставки», в которых бы отразились его детские впечатления о России. Он успел сделать только две части триптиха: «Картинки с выставки» (1972) и «Три темы» (1980). Через два года Алексеев умер, не осуществив свою последнюю мечту, — снова выпустить фильм не ради денег и фестивалей, а из чистой любви к эксперименту и снова почувствовать себя тем бедным художником, каким он был, когда снимал «Ночь на Лысой горе».

 

Творческая деятельность А.А.Алексеева многообразна. Это работа декоратором и художником-оформителем в различных театрах Парижа (1922-1925гг), а с 1926 года он уже признанный мастер графики, чье прочтение Гоголя, Пушкина, Сервантеса, Андерсена, Гофмана, Э.По, Бодлера, Ф.Достоевского, Л.Толстого и Б.Пастернака принесло ему славу мэтра книжной иллюстрации. За рубежом "Слово о полку Игореве" (1950г.) также было издано с иллюстрациями А.Алексеева.Ещё при жизни Алексеева считали человеком леонардовского типа, то есть новатором, чьё мастерство и изобретения обрели признание. Итоги жизни художника Александра Алексеева - это более 40 проиллюстрированных книг, 5 авторских фильмов, около 50 рекламных роликов, созданных на музыку Чайковского, Пуленка, Орика и др., а также теоретические статьи по искусству книжной графики и кинематографии.