"Круглый стол по вопросам эстетики городской среды".

15 декабря 2011

В Театре Эстрады состоялся "Круглый стол по эстетике городской среды" в рамках цикла встреч «Общественный диалог как путь к развитию города», организованный Всемирным клубом петербуржцев, Комитетом по строительству Администрации Санкт-Петербурга и Гильдией управляющих и девелоперов.

На заседании встретились ведущие представители культурной и деловой элиты города с целью формирования продуктивного общественного диалога, нацеленного на достижение общественного согласия в вопросе гармоничного развития Петербурга.

«Сегодня мы стали свидетелями интересного явления. На рынке недвижимости, кроме основных игроков - государства и бизнеса - появился новый и достаточно влиятельный фигурант - общество. Многие проблемы связанные с «легитимностью» общества, на сегодняшний день набирают силу. Всемирный клуб петербуржцев,  являющийся общественной организацией, стремится к конструктивному диалогу с игроками рынка недвижимости, - заявил президент Всемирного клуба петербуржцев, директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский. - Я уверен, что взаимодействие Всемирного клуба петербуржцев и Гильдии управляющих и девелоперов позволит сформировать в городе и обществе понимание того, что сохранение доброго имени должно лежать в основе ведения любого бизнеса. Объединив усилия, мы сможем снизить угрозу некачественного развития Петербурга».

Вице-президент Гильдии управляющих и девелоперов, председатель Комитета по строительству Вячеслав Васильевич Семененко также дал оценку сложившейся ситуации: «В городе запланировано к реализации порядка 40 проектов комплексного освоения территорий, предполагающих проживание от 40 до 60 тыс. человек. Ошибки, допущенные в таких проектах, надо будет исправлять столетиями. Городские власти ждут конкретных внятных аргументированных предложений».

По мнению участников встречи, в Петербурге существует достаточное количество ответственных компаний, которые дорожат своей репутацией и стремятся бережно относится к градостроительным традициям города.

Представители строительного бизнеса отмечают, что целый ряд нормативов требует серьёзной доработки. Необходимы «понятные правила игры», заявляют девелоперы. Назрела необходимость модернизировать Градостроительный совет, в состав которого надлежит включить общественных деятелей и практикующих архитекторов, девелоперов, строителей. Совет должен, в первую очередь, заниматься вопросами планирования развития города, определением схемы проведения реноваций, разработкой программ сохранения и развития центра города.

По мнению участников встречи, в Петербурге существует достаточное количество ответственных компаний, которые дорожат своей репутацией и стремятся бережно относится к градостроительным традициям города.

Представители строительного бизнеса отмечают, что целый ряд нормативов требует серьёзной доработки. Необходимы «понятные правила игры», заявляют девелоперы. Назрела необходимость модернизировать Градостроительный совет, в состав которого надлежит включить общественных деятелей и практикующих архитекторов, девелоперов, строителей. Совет должен, в первую очередь, заниматься вопросами планирования развития города, определением схемы проведения реноваций, разработкой программ сохранения и развития центра города.

Участники круглого стола согласились с инициативой В. В. Семененко по внесению здания Театра Эстрады имени Аркадия Райкина в Белую книгу Всемирного клуба петербуржцев, в которую вносятся объекты, соответствующие духу и традициям уникальной городской среды Петербурга. Ранее директор театра Алики Усубиани и генеральный директор ООО «ДАН» Борис Куцый продемонстрировали фойе, гримёрные и основной зал, а также технологические возможности трансформации сцены. Особо была отмечена работа по сохранению и восстановлению исторического облика зрительного зала: стеклянную крышу, перекрывающую внутреннее пространство, сохранили и дополнительно накрыли оцинкованным куполом. Все помещения подверглись реставрации и сохранили свои границы.

«Для нас занесение объекта в Белую книгу – это важная оценка работы строителей и архитекторов. Особенно хочу отметить, что здание не строилось с нуля, а проводилась реконструкция памятника истории и архитектуры, что возлагало на всех участников проекта особую ответственность. За рекордное время мы смогли, сохранив все исторические элементы и даже восстановив некоторые из них, приспособить театр для современных постановок, создать актёрам комфортные условия» - прокомментировал это событие В.В. Семененко.

На заседании была достигнута договорённость, что подобные встречи станут регулярными. В рамках этих дискуссий предполагается обсуждать темы, особенно актуальные для Санкт-Петербурга: стратегия развития города до 2020 года, возможности строительства в условиях сохранения культурного и архитектурного наследия и требования к современной городской среде.

Историческая справка.

История театра начинается в 1723 году, когда указом Петра I сооружается «комедиантский дом из досок на адмиралтейском острову». Это было первое в Петербурге общественное зрелищное сооружение, которое находилось на набережной реки Мойки, приблизительно там же, где сейчас стоит Театр Эстрады имени Аркадия Райкина. С 1769 по 1891 годы в здание по улице Большая Конюшенная 27 занимала гостиница «Демутов трактир», постояльцами которой были А.С.Пушкин, А.С.Грибоедов, К.Н.Батюшков, П.Я.Чаадаев, И.С.Тургенев.

Впоследствии в здании размещались Русский торгово-промышленный банк и другие коммерческие учреждения.

К началу ХХ века оно было отдано под ресторан «Медведь», который в 1884 году оборудовал ресторатор Эрнест Игель в одной из частей дома.

В 1898 году по проекту академика архитектуры А.Ф.Красовского внутренний двор дома был перекрыт сводчатой стеклянной крышей с металлическими фермами арочного очертания. Зал-сад вошел в историю как памятник «железного модерна» - уникального сочетания стекла и металла. Лицевой фасад сохранил композиционное решение архитектора К.Андерсона, относящееся к 1850-м годам.

В конце XIX века под руководством А.Ф.Красовского здание было надстроено и частично переделано. Однако эти преобразования не коснулись декора, имитирующего архитектуру эпохи возрождения и вошедшего в искусствоведение под названием «историзм».

В 1914 году декор здания, известного в то время под названием «Хрустальный дворец», был изменен архитектором А.И.Алексеевым. Зал прямоугольной формы вмещал в себя 250 человек и имел полукруглую эстраду с двумя лестницами по обеим сторонам.

В 1917 году ресторан был закрыт. В здание, получившее название Народного дома, въезжали различные организации.

В 1929 году бывший большой зал ресторана и прилегающие к нему помещения передали театру детей – «Новому ТЮЗу».

В 1930-е годы при перестройке помещения под театр архитекторы Н.А.Митурич и В.П.Макашев предложили свое решение декора. Интерьеры зрительного зала, дошедшие до наших дней, были выполнены в неоклассическом стиле.

В сентябре 1939 года здесь открылся Театр эстрады и миниатюр.

Нынешнее состояние внешнего убранства сильно упрощено по сравнению с пышностью декора дореволюционного времени.

Несмотря на все перестройки, архитектурно-инженерное устройство покрытия зала по большей части сохранилось. Основное, искажающее первоначальный замысел архитектора изменение заключается в том, что литые чугунные колонны, поддерживающие несущие стропильные фермы, заключены в массивные стойки, а стеклянная кровля заменена кровельным железом.

 

Здание является объектом культурного наследия регионального значения и охраняется КГИОП.