Объезд сооружений водной инфраструктуры города.

21 июля 2009

Всемирный клуб петербуржцев в рамках программы «Круглый стол по эстетике городской среды» провёл 21 июля объезд сооружений водной инфраструктуры города для обсуждения сегодняшнего состояния плавучих объектов.

Тема дискуссии возникла не случайно: дельта Невы является своеобразной горизонтальной доминантой нашего города, которая в свое время во многом определила его градостроительную концепцию. Такой разветвленной и разнообразной акватории нет ни в одном городе Европы. Нева, реки и каналы всегда использовались как транспортные, грузовые и туристские магистрали, которые обеспечивались определенной инфраструктурой: набережными с сезонными пристанями и причалами, береговыми постройками, спусками и т.д. Внешний вид этих сооружений во многом определял эстетику водной среды Петербурга.

В обсуждении приняли участие:

  1. Пиотровский Михаил Борисович – директор Государственного Эрмитажа, президент Всемирного клуба петербуржцев;
  2. Дементьева Вера Анатольевна – председатель комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры;
  3. Денисенко Наталия Евгеньевна – исполнительный директор Всемирного клуба петербуржцев;
  4. Карпов Игорь Геннадьевич – председатель совета директоров рекламного агентства «Сайн», член Всемирного клуба петербуржцев;
  5. Кипрушкин Вадим Альбертович – президент ассоциации «АСТА», попечитель Всемирного клуба петербуржцев;
  6. Курбатов Юрий Иванович – доктор архитектуры, профессор СПбГАСУ;
  7. Ляпустин Олег Александрович – заместитель председателя Комитета управления городским имуществом;
  8. Мамошин Михаил Александрович – руководитель мастерской, академик МААМ;
  9. Митюрев Юрий Константинович – главный архитектор Санкт-Петербурга;
  10. Каргина Ольга Сергеевна – генеральный директор Управления водного транспорта Комитета по транспортно-транзитной политике;
  11. Омельницкий Владимир Владимирович – глава Администрации Василеостровского района;
  12. Орлова Валентина Трофимовна – председатель правления Всемирного клуба петербуржцев;
  13. Попов Владимир Васильевич – председатель Союза архитекторов;
  14. Сиваков Виктор Андреевич – директор Регионального архитектурно-художественного фонда;
  15. Титов Игорь Вадимович – заместитель председателя комитета по транспортно-транзитной политике;
  16. Уралов Иван Григорьевич – директор института искусств СПбГУ, профессор Академии художеств, член правления Всемирного клуба петербуржцев.

 

В процессе обсуждения участники заседания высказали следующие предложения, мнения и рекомендации:

  1. При проектировании всех видов плавучих объектов, размещаемых вдоль набережных рек и каналов и в основных видовых точках водных пространств считать обязательным:
  2. 1.1. Обеспечение масштабного соответствия архитектуре набережных, окружающей застройке, архитектурным ансамблям, мостам.

    1.2. Обеспечение стилевого единства, как в целом, так и в границах отдельных рек и каналов. Стремление к стилевой нейтральности плавучих объектов по отношению к историческому архитектурному и художественному декору, основным архитектурным стилям.

    1.3. Унификацию колористики плавучих объектов утилитарного назначения с учетом главенствующей роли колористики городских панорам и видов.

    1.4. Минимизацию объемов крытых павильонов и площади навесов на всех типах причальных сооружений с учетом климатических особенностей эксплуатации.

    1.5. Недопущение превышения плавучими объектами высотных отметок набережных и их парапетов на реках и каналах Санкт-Петербурга.

    Подготовить обоснованный расчет и регламентацию максимально допустимых превышений высотных отметок набережных Невы, исходя из особенностей эксплуатации и специфики обслуживания судов типа «Метеор», «Москва» и т.д.

    Отметить особенную опасность нарушения «небесной линии» - сложившегося силуэта исторической застройки, панорам и перспектив объектами нового строительства последних лет.

  3. Одобрить деятельность Регионального Архитектурно-Художественного фонда и КГИОП по созданию Архитектурно-художественного регламента «Размещение и архитектурно-художественное оформление причальных сооружений и крупногабаритных плавобъектов в границах Объединенной охранной зоны центральных районов Санкт-Петербурга (акватория реки Невы и ее дельты ниже Большеохтинского моста)».
  4. Поддержать и одобрить ход работы по совершенствованию соответствующих Регламентов и рекомендовать принятие  на их основе Закона Санкт-Петербурга.

  5. Принимая во внимание небесспорность опыта имитации облика исторических судов, тем не менее, согласиться с благотворным влиянием на городские виды образа парусного флота, его гармоничным сочетанием с историческими городскими видами и рекомендовать в отдельных случаях декорирование и стилизацию плавучих объектов различного специального назначения – клубов и ресторанов, малых плавучих отелей, художественных галерей, музейных экспозиций и т.д.
  6. Считать целесообразным разработку схемы размещения тематических причальных сооружений с летними кафе, художественными галереями, реализацией уникальной, хранящей память места сувенирной продукцией, плавучими садами, концертными площадками и т.п., что может принципиально отразиться на привлекательности как плавучих объектов, мест их размещения, так и городских водных транспортных маршрутов.
  7. Поддержать проект организации сезонных водных транспортных маршрутов (речной автобус, «речной трамвай»).
  8. Считать целесообразным обеспечить со стороны городской администрации разработку образцовых унифицированных проектов плавучих объектов с обязательным исполнением арендаторами объектов на основе утвержденного проекта.
  9. Считать целесообразным обеспечение гарантированной для арендатора эксплуатации причальных сооружений и прочих плавательных объектов в течение 10-летнего срока на основе соответствующих договоров аренды, возможно и на основе создания частно-государственных партнерств, в целях повышения качества объектов и сервиса.
  10. Осудить эстетически несостоятельный комплекс плавучих объектов «Ласточка», грубо нарушивший ценные городские виды (Университетская наб. в створе Менделеевской линии) и внести его в качестве примера в Красную книгу.
  11. Считать относительно удачной эстетику причала с вертолетной площадкой у Английской набережной.
  12. Одобрить проведение праздников на воде («Алые паруса», морские и речные парусные регаты, парады кораблей, спортивные соревнования и т.д.) и рекомендовать расширение их тематического спектра (например: проводить на реках и каналах традиционные петербургские карнавалы, конкурсы красоты среди жительниц набережных соответствующих рек (присуждая звание «речных дев»), театрализованные праздники в честь рек и т.п.).
  13. Считать наиболее правильным комплексный подход в деле охраны памятников исторического и культурного наследия, рассматривая перспективы и панорамы водных пространств у набережных как единые объекты охраны.
  14. Предложить Администрации города и районов помощь Всемирного клуба петербуржцев в разработке подобных акций.