Открытие выставки «Путешествие в Ораниенбаум»

13 ноября 2006

В Мраморном зале Этнографического музея состоялось открытие выставки «Путешествие в Ораниенбаум».

Пресс-релиз

 Всемирный клуб петербуржцев и Фонд поддержки восстановления и развития дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаум 13 ноября 2006 года в 14.00 в Мраморном зале Этнографического музея открыли выставку «Путешествие в Ораниенбаум».

На выставке представлены работы фотохудожников Светланы и Олега Чехониных, запечатлевшие уникальный дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» - дворцы, неповторимые интерьеры, пейзажи. Выставка оформлена как путешествие по Ораниенбаумскому музею-заповеднику.

 Ораниенбаум, важнейшее звено системы петербургских приморских дворцово-парковых ансамблей, был основан ближайшим сподвижником Петра Великого – Александром Меншиковым. Впоследствии – это блестящая резиденция российских государей и членов императорской фамилии – Петра III, Александра I, великокняжеской четы Михаила Павловича и Елены Павловны, великой княгини Екатерины Михайловны, герцогов Мекленбург-Стрелицких. Подтверждением высочайших историко-культурных достоинств ораниенбаумских дворцов и парков стало присвоение статуса Государственного музея-заповедника, а также включение их в список Всемирного наследия.

Создание дворцового ансамбля относится к первой четверти XVIII века. Начало ему положил Большой Меншиковский дворец (1711-1727 г.г, архитекторы Д. Фонтана и Г. Шедель) – загородная резиденция А.Д. Меншикова. Дворец был одним из самых грандиозных сооружений в окрестностях Петербурга.

Ансамбль Большого дворца, не законченный при жизни Меншикова, был завершен Ф.Б. Растрелли в серединке XVIII в., когда Ораниенбаум принадлежал наследнику престола великому князю Петру Федоровичу (будущему императору Петру III). Тогда в Ораниенбауме начинается новый этап строительства, связанный с именем архитектора Антонио Ринальди. Первой его постройкой в Ораниенбауме была потешная крепость Петерштадт (1756-1762 гг.). У северо-западного бастиона крепости А. Ринальди возвел Дворец Петра III. Внешний облик Дворца Петра III изысканно прост. Это одна из первых построек А. Ринальди, сохранившихся до нашего времени. В 60-70 годы XVIII в. по проекту А. Ринальди для императрицы Екатерины II на территории Верхнего парка создается ансамбль «Собственной дачи» с Китайским дворцом и Катальной горкой. Китайский дворец (1762 – 1769 гг.) – основное сооружение ансамбля. Свое название он получил по характеру отделки четырех интерьеров в «китайском вкусе».

В северо-западной части Верхнего парка возвышается павильон Катальной горки. Когда-то он являлся лишь небольшой частью увеселительного сооружения – Катальных гор. Горы были разобраны в середине XIX века, и только сохранившийся павильон напоминает о сооружениях, существовавших в России в XVIII в.

У дворцово-паркого ансамбля Ораниенбаума нелегкая судьба. Некогда блистательная императорская резиденция в XX столетии подвергалось воздействию и революционных, и военных стихий. Хотя после 1917 года в части дворцовых зданий и помещений были устроены музейные экспозиции, разрушение ансамбля продолжалось. Изъятие экспонатов на продажу за рубеж и передача в другие хранилища и музеи, использование под учебные и складские помещения – все это нанесло непоправимый урон ансамблю.

В связи с тем, что Ораниенбаум не был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками, он не пострадал или мало пострадал в годы войны. Однако сегодня сложнейший дворцово-парковый ансамбль требует полного и комплексного восстановления. Ораниенбаума по праву считается одним из самых выдающихся памятников русской и мировой культуры XIII-XIX веков – единственной полноценной жемчужиной стиля рококо в России и одной из лучших в Европе.